Карта территориальных органов Ространснадзора

Главная / Деятельность / Официальные выступления и заявления / 17 марта руководитель Федеральной службы по…

17 марта руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александр Касьянов провел расширенное заседание Коллегии Ространснадзора

В работе коллегии приняли участие заместитель Министра транспорта РФ Николай Асаул, заместитель Министра транспорта РФ Алексей Цыденов, заместитель Министра транспорта РФ Николай Захряпин, заместитель Министра транспорта РФ Виктор Олерский, руководитель Росморречфлота Александр Давыденко, председатель Общественного совета Ространснадзора Владимир Белозеров, заместители руководителя Ространснадзора, директора департаментов Министерства транспорта РФ представители Государственной Думы РФ, Федерального Собрания РФ, федеральных органов исполнительной власти, руководители территориальных подразделений и управлений центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, представители предприятий и организаций транспортного комплекса.

Открывая заседание Коллегии, Н. Асаул отметил, что обеспечение безопасности на всех видах транспорта – неотъемлемое условие стабильного экономического развития отрасли. «Сотрудники Ространснадзора ежедневно решают эту задачу, и результаты позволяют сегодня сказать, что развитие носит уверенный, поступательный, можно сказать антикризисный характер», – сказал замминистра.

С докладом об итогах контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных управлений в 2014 году и задачах на 2015 год выступил Александр Касьянов.

Он сообщил, что в прошедшем году были выполнены все контрольные показатели работы Службы, утвержденные Министерством транспорта Российской Федерации. При плане доходов, установленных Минфином России в размере 309 млн. рублей, фактическое исполнение составило 635 млн. рублей. Из них в Федеральный бюджет перечислено 465 миллионов рублей, а в бюджеты субъектов – 173 миллиона рублей.

Завершена работа по созданию главного в Москве и восьми в Федеральных округах территориальных автоматизированных центров контроля и надзора на транспорте. Разработано и внедрено программное обеспечение, поддерживающее контрольно-надзорную деятельность. Созданы реестры разрешительных документов, системы баз данных.

«Фактически в Службе созданы предпосылки для непрерывного мониторинга состояния безопасности транспортного комплекса, – сказал А. Касьянов. – Но вынужден отметить, что для реализации этой функции необходимо разработать четкие нормативные требования к российским и иностранным перевозчикам».

Одно из наиболее перспективных направлений контрольно-надзорной деятельности – переход к организации её планирования с учетом оценки рисков возникновения транспортных происшествий на поднадзорных предприятиях. Стоит задача создания системы управления рисками, которая позволит определять наиболее опасные категории субъектов и объектов и оптимальные формы государственного контроля и надзора по отношению к ним. В Службе проведен Научно-технический совет по данной теме, на который были приглашены представители научного сообщества и общественности, создана рабочая группа. Принято решение о проведении соответствующей научно-исследовательской работы.

Говоря об аварийности на автомобильном транспорте А. Касьянов отметил, что по тяжести последствий ДТП, социальному и транспортному рискам Россия в разы превосходит страны Евросоюза. Но по ДТП, произошедшим по вине лицензированного транспорта, Россия находится на уровне европейских стран.

Ситуация с аварийностью в гражданской авиации в 2014 году неоднозначна. В коммерческой авиации наметилась положительная динамика – на регулярных рейсах не было ни одной катастрофы. При этом, в авиации общего назначения количество катастроф увеличилось почти в два раза, а количество погибших в них – в два с половиной раза.

Основная причина аварийности в АОН это сознательное, грубое нарушение правил безопасности полетов. Отсутствует культура безопасности, которая по мнению Руководителя Службы должна активно продвигаться, даже насаждаться действующими ассоциациями и государством.

«Система управления безопасностью полетов в некоторых авиакомпаниях, аэропортах, организациях ОрВД либо не функционирует, либо функционирует не в полном объеме. Мы отмечали это при проверках, например авиакомпании «Ютэйр», аэропортов и организаций ОрВД Внуково, Пулково. Хотя есть примеры эффективно работающей системы в авиакомпаниях Аэрофлот и Сибирь, выстроенной на базе анализа возможных рисков, связанных, в первую очередь, с «человеческим фактором» и профилактических мероприятиях по их уменьшению», – отметил А. Касьянов.

Аварийность на морском и внутреннем водном транспорте в 2014 году снизилась на 25%. Количество погибших в сравнении с 2013 годом уменьшилось в 4 раза. В целях профилактики аварийности на водном транспорте на сайте Службы ежеквартально размещается анализ аварийности на море и внутренних водных путях, ежегодно выпускаются Сборники аварийных случаев на водном транспорте.

В прошлом году впервые была организована работа по выявлению и пресечению плавания судов в акватории Северного морского пути без разрешений. Так по информации ФГКУ «Администрация Северного морского пути» были проведены внеплановые проверки в 11 компаниях, суда которых допустили нарушения. В отношении капитанов были проведены административные расследования, наложены наказания на 13 должностных лиц компаний. Также организована работа по проверке сообщений Системы мониторинга и контроля за местоположением российских судов «Виктория». По всем 58 полученным сообщениям о выходе судов за пределы разрешенных районов плавания были проведены административные расследования. В 16 случаях в отношении судовладельцев приняты меры административного воздействия.

Таким образом, по мнению Руководителя Службы, реализован принцип дистанционного контроля/мониторинга за соблюдением судами разрешенных районов плавания и правил плавания и отработан механизм реагирования на такие нарушения, что способствует повышению безопасности мореплавания.

За прошедший год уровень безопасности на железнодорожном транспорте в лучшую сторону не изменился. Допущена гибель шести пассажиров поезда Москва – Кишинев на станции Нара. Это крупнейшее крушение за последние 20 лет. Причиной стал выброс пути, из-за нарушения работниками Московско-Киевской дистанции пути требований по текущему содержанию бесстыкового пути и технологии производства работ.

А. Касьянов сообщил, что Службой вскрыты системные нарушения в путевом хозяйстве. Это нарушения технологии температурного регулирования бесстыкового пути, нарушения сроков осмотров дорожными мастерами и бесконтрольность со стороны руководителей. Установлены факты искажения данных промеров вагонов-путеизмерителей.

Ситуация с пожарами в подвижном составе привела к тому, что в прошлом году по инициативе Ространснадзора вопрос пожаров в локомотивах впервые вынесен на заседание Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

За нарушения требований пожарной безопасности к административной ответственности Службой привлечено более тысячи работников железнодорожного транспорта не только России, но и работники поездных бригад пассажирских поездов Узбекистана, Киргизии, Казахстана.

Трудно охватить десятки тысяч субъектов отрасли и их филиалов. Служба поддерживает инициативу по созданию саморегулируемых организаций, объединяющих предприятия промышленного железнодорожного транспорта. «Целью взаимодействия с саморегулируемыми организациями мы видим вовлечение предприятий в систему обеспечения безопасности движения на добровольной основе. Это позволит членам СРО самим выявлять источники опасности и принимать меры по их устранению», – сказал Руководитель Ространснадзора.

Руководитель Службы напомнил, что Россия первой в мире реализовала Комплексную программу обеспечения безопасности населения на транспорте. По этой Программе и Ространснадзор существенно повысил свою эффективность за счет нового технического оснащения и создания системы стационарных и мобильных центров контроля и надзора на транспорте во всех федеральных округах.

«Сегодня можно сказать, что надзор в области транспортной безопасности состоялся как самостоятельный вид надзорной работы Службы» – сказал А. Касьянов. В 2014 году количество выявленных нарушений за одну проверку увеличилось на 20%. Размер наложенных штрафов вырос на 40 процентов, а взысканных – почти в два раза.

Руководитель Ространснадзора выступил с предложением ускорить введение в Федеральный закон «О транспортной безопасности» положения о категорировании транспортных средств без привязки к субъекту транспортной инфраструктуры. Основанием для присвоения категории должны быть только заводские технические характеристики и конструктивные параметры транспортных средств. Это позволит отменить для них проведение оценки уязвимости и разработку планов обеспечения транспортной безопасности, заменив их нормативно закрепленным перечнем мероприятий для каждой категории транспортных средств, которые должны быть выполнены для обеспечения безопасности.

Эта мера позволит существенно сократить финансовые затраты собственников транспортных средств, вывести из тени нелегальных перевозчиков, а также создаст равные условия для российских и иностранных компаний. «Фактически мы сможем в полной мере применить к транспортным средствам иностранных перевозчиков требования российского законодательства по транспортной безопасности», отметил А. Касьянов.

В завершение выступления Руководитель Ространснадзора вручил награды начальникам лучших территориальных управлений и лучшим транспортным инспекторам по итогам 2014 года.

Дата последнего изменения 16.03.2016 16:14