Карта территориальных органов Ространснадзора

Главная / Нормативная база / Порядок обжалования

Порядок обжалования

Судебный порядок обжалования нормативных правовых актов

 

Судебный порядок обжалования нормативных правовых актов полностью или в части предусмотрен главой 24 ГПК РФ.

Порядок подачи заявления об оспаривании нормативных правовых актов регламентирован статьей 251 ГПК РФ.

Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

С заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.

Следует отметить, что не подлежат рассмотрению в суде в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ, заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.

Верховный суд республики, краевой областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций (статья 26 ГПК РФ).

Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций (ст. 27 ГПК РФ, п. 1 ч. 4 ст. 2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации».

Заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, не отнесенные статьей 26 ГПК РФ к подсудности верховных судов республик, краевых, областных судов, судов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, а также не отнесенные статьей 27 ГПК РФ к подсудности Верховного Суда Российской Федерации, рассматриваются районными судами. Заявления по таким делам подаются в районный суд по месту нахождения органа государственной власти, принявший нормативный правовой акт.

Мировые судьи не вправе рассматривать дела данной категории, как не отнесенные законом к их подсудности (статья 23 ГПК РФ).

Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 ГПК РФ, и содержать дополнительно данные о наименовании органа государственной власти принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.

К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия заявления, копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается судом в течение месяца со дня его подачи с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением, представителя органа государственной власти, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.

Необходимо отметить, что подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

 

Судебный порядок обжалования решений действий (бездействия) органа государственной власти, должностных лиц, государственных служащих

 

Судебный порядок обжалования решений действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего предусмотрен главой 25 ГПК РФ.

Порядок подачи заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего предусмотрен статьей 254 ГПК РФ.

Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Районными судами рассматриваются все дела об оспаривании решений, действий (бездействия), не отнесенные к подсудности статьей 27 ГПК РФ к подсудности верховного Суда Российской Федерации, не отнесенные статьей 26 ГПК РФ к подсудности верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов.

Мировые судьи не вправе рассматривать дела данной категории, как не отнесенные законом к их подсудности.

Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

Отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации в связи с тем, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, оспаривается в соответствующем верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения.

Следует отметить, что суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.

В заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих должно быть указано, какие решения, действия (бездействие), по мнению заявителя, являются незаконными, какие права и свободы нарушены, осуществлению каких прав и свобод созданы препятствия.

К заявлению об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих необходимо приобщить копию заявления, копию оспариваемого решения, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя.

В соответствии со статьей 256 ГПК РФ гражданин вправе обратится в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Заявление судом рассматривается в течение десяти дней с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц

Дата последнего изменения 12.01.2016 15:00